Массаж языка

Чаще всего такой массаж применяется логопедами для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.

Но заботливые родители могут делать данный массаж, не дожидаясь критических 5-6 лет. Но не ранее 2 лет, поскольку ранее ребенок еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.

Массаж язычных мышц является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Поэтому будьте предельно точны и корректны. Разделите мысленно язык малыша на 2 части. Заднюю – что расположена в глубине рта, не следует трогать (всего вероятнее вызовите рвотный рефлекс), а вот на передней Вы смело сможете «отыграться».

Массаж, как правило, проводится в перчатках, но Вы же мама, тогда просто хорошо вымойте руки! Возьмите салфетку (бумажная не годится, лучше подойдет хозяйственная салфетка (она сделана из такого же материала, как влажные салфетки, только не имеет ни запаха ни влаги), продается в хозяйственных отделах).

Массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого взрослый подтягивает язык вперед, захватывая кончик языка через салфетку так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой.

массаж языка

Массаж выполняется пальцами или с помощью приспособлений: специальной (или зубной) щеткой, соской, надетой на черенок маленькой ложки (либо надетой на палец), пальцем, обернутым бинтом.

Некоторые примеры историй, которые можно рассказывать малышу во время массажа.

Язычок наш наводит порядок в домике — под названием «ротик»

Убирает игрушки, протирает пыль со стола, а теперь с окошечка. (поглаживание вперед-назад)
Заправляем кроватку. (поглаживание влево-вправо)
Решил выглянуть из домика, а потом снова спрятался, снова выглянул. (язык двигаем вперед-назад)
Вышел из домика, (накручиваем на палец внутрь и наружу)
Посмотрел вверх, вниз – 2 р. (поднимаем и опускаем язык)
А потом поднялся на горку. (язык тянем вверх)
Покатался на травке из стороны в сторону – 2 р. (перекручивание языка)
Тут прибежали цыплятки: топ, топ, топ. (легкое постукивание по языку)
Пришли куры поклевали – 3 р. (точечное нажатие по всей поверхности языка)
Пришли гуси пощипали- 3 р. (пощипывание краев языка)
Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
А потом еще немножко. (поглаживание по диагонали к корню языка)
Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком.
Повалялась, повалялась… (поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Вдруг бежит щенок — звонкий голосок,
Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание боковых краев языка, как на рисунке 1.)
Тут пришел слон все потоптал – 3р. (точечное спиралевидное вкручивание по всей поверхности языка)
А дворник всех метлой прогнал. (потягивание языка из стороны в сторону -«часики»)

Закончите массаж поглаживанием.

ЯЗЫЧОК

Наш массаж сейчас начнём, погладить
Язычок мы разотрём: движения от серединки к кончику
Будет всех он красивей, движения от центра влево (вправо)
Всех ленивей, погладить
Всех длинней. продольные круговые движения
Язычок я покручу, вращать
Растянуть его хочу, потягивать
Будет всех он красивей, растирание кончика языка
Всех ленивей, погладить
Всех длинней. продольные круговые движения
Кончик язычка возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём. нажимаем
Будет всех он красивей, растирание боковых сторон языка (как на рис.1.)
Всех ленивей, погладить
Всех длинней. продольные круговые движения

Массаж с использованием зубной щетки или пальца, обернутого бинтом

  1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
  3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
  4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движение выполняется ребром указательного пальца.
  5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Взрослый произносит при этом «У-у-у».
  6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносите при этом «Ба-ба-ба».
  7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
  8. Щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа, и слева.
  9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец с бинтом во рту малыша, большой палец снаружи (Щетка во рту малыша, другая рука на месте щетки снаружи).
  10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым.

Все приспособления (щетки, соски), которые вы использовали нужно обязательно простерилизовать перед следующим применением.

Вернуться на страницу Логопедический массаж